«Локальность» — это выставка, посвящённая людям, которые умеют найти новые смыслы там, где их не видят другие. Для авторов выставки это попытка осмыслить сакральное и повседневное в жизни сибирской деревни. Будь то герань на окне или ковры на стенах. Выставка интерактивная, на ней можно посмотреть не только фотографии, но и видеоролики, почитать тексты — истории о людях и местах вокруг Байкала. А ещё — увидеть настоящие вещи, привезённые из заброшенных деревень. Все эти предметы тоже герои историй журнала.
Открытие выставки началось с авторской экскурсии Антона Климова. Он рассказал, почему на входе посетителей встречает странная пластиковая кабинка с синими руками-перчатками. Это антиковидный блокпост, копия того, что был установлен в бурятском улусе Шулута в начале пандемии коронавируса.
Тогда Шулута стала самым заражённым местом на земле: там болел каждый восьмой житель. На втором месте был Нью-Йорк, где заразился каждый двадцатый. Эпидемия в улусе началась после шаманского обряда, и власти нашли способ локализовать инфекцию — окопали улус двойным земляным рвом. А на въезде поставили антиковидный блокпост — пластиковую кабинку с руками-перчатками из синего латекса.
В Китае такие кабинки использовали для того, чтобы брать мазки на ковид прямо на улице, а в Шулуте — просто для красоты. Врачей в кабинке не было, да и работать в ней было бы невозможно: производитель «забыл» сделать специальное отверстие в пластиковой стенке, через которое можно забирать пробы. Поэтому сотрудники местной администрации просто стояли около блокпоста и заворачивали обратно пытавшиеся въехать в Шулуту машины. Разные муниципалитеты Бурятии купили и поставили у себя около 50 таких блокпостов. На выставке стоит уменьшенная копия бурятского «ноу-хау».
«Шкаф в деревню»
В зале, посвящённом заброшенным деревням, не только фотографии. Там стоит «капсула времени» — большой шкаф, оклеенный изнутри старыми письмами и фотографиями, привезёнными из заброшенной деревни Таёжное. Они остались в одном из пустых домов. В прошлом году из деревни уехала последняя жительница — 85-летняя Нэля Попова.
Последние годы она жила в деревне одна, без света и связи. Её единственной компанией оставался глухой трёхлапый пёс Басмач. Топила печку, сажала картошку, держала козу и мысленно разговаривала с давно ушедшими сыновьями и мужем — так и проводила дни баба Нэля, наотрез отказываясь покидать свой дом. В прошлом году её наконец уговорили уехать. Одинокую старушку забрала под опеку семья Анжелы Пчелы из Хор-Тогны.
Баба Нэля уехала, остались только старые вещи в брошенных домах. Некоторые из них тоже стали частью экспозиции выставки. В зале, посвящённом Таёжному, стоит комод. В ящиках лежат забытые пуговицы, будильники, старые стеклянные чернильницы, засохшие крылья бабочек, баночка из-под охотничьей дроби, катушки ниток. Чтобы люди не поранились опасными предметами, ящики закрыты прозрачным пластиком.
Отдельными экспонатами стали инсталляции из ковров. Они до сих пор остаются почти непременным атрибутом каждого деревенского дома и несут в себе сакральный смысл. На выставке можно заглянуть в деревенское «заковёрье». Ковры здесь закрывают окна, но если заглянуть в специально сделанное отверстие — в «заковёрье» можно увидеть самодельные иконы, привезённые из брошенных домов. Они так же, как ковры, висят в красном углу любого деревенского дома и свидетельствуют о самом сокровенном и глубинном.
Галерея героев
Люди уезжают из небольших деревень, перебираются в более крупные посёлки и города. Но многие остаются и находят смыслы там, где их не видят другие. Меняют жизнь вокруг себя к лучшему. Это врачи, учителя, фермеры, деревенские фельдшеры и охотинспекторы. Они и есть главные герои «Людей Байкала». Им на выставке посвящён отдельный зал.
Главврач Балаганской больницы Гомбо Цыденов однажды спас переводчика английской королевы — провёл сложнейшую операцию на сердце, когда иностранец попал с травмами в местную больницу. Во время путешествия на него напали грабители, ранили и отобрали деньги и фототехнику. Сейчас Гомбо строит в посёлке новую больницу.
Охотинспектор Сергей Красиков однажды задержал в заповеднике браконьеров, они сломали ему руку. Но дело обернулось там, что уголовное дело возбудили именно против Красикова. Только огласка помогла инспектору добиться справедливости — суд оправдал его, а против браконьеров было возбуждено уголовное дело.
Фермеры Копыловы живут в пади Крестовой на Байкале и разводят коров. Сегодня у них стадо в 250 голов. Каждый день они вручную поят и кормят животных, зимой — отдалбливают застывший на морозе навоз. Несколько лет назад им пришлось вести тяжбу с природоохранной прокуратурой — доказывать, что они законно купили земельный участок под своими постройками. Из-за несовершенства экологического законодательства местным жителям приходится сталкиваться с подобными трудностями.
Особенно показателен случай с деревней Песчаное на Ольхоне. Прокуратура вынесла постановление о сносе домов, признав их незаконными постройками. Это притом, что некоторые из них построены в 30-х годах прошлого века. Но потом выяснилось, что чиновники ещё советского времени ошиблись и обозначили на картах территорию деревни как «земли лесного фонда». Иск был оставлен без рассмотрения, но люди успели написать не одну петицию и пережить немало бессонных ночей. А экологических проблем на Байкале остаётся по-прежнему много.
В день открытия выставки посетители смогли вживую познакомиться с некоторыми героями текстов «Людей Байкала». Они приехали, чтобы рассказать свои истории и поговорить о том, почему они остаются в глубинке. Модераторами стендап-выступлений были иркутский политолог и публицист Сергей Шмидт и историк, которому недавно присвоили статус иноагента, Алексей Петров. После стендапов Октябрина Тимофеева из деревни Аргун провела мастер-класс по вязанию деревенских ковриков из дранки — полосок ткани. Октябрина — одна из героинь «Людей Байкала».
Выставка будет работать месяц, до конца февраля. Каждую субботу в «Огне» будут проходить авторские экскурсии по выставке, лекции авторов журнала, а в последний день работы пройдёт перформанс.