Семья Ударцевых жила в посёлке Металлургов под Новокузнецком. Алексей был старшим сыном в семье, у него есть две сестры и брат. Мать работала техничкой в больнице, отец — грузчиком. Осенью 2019 года семья Ударцевых вызвала полицию из-за главы семьи. «Я приехал домой выпивший с работы, скотина не была накормлена, время — два часа дня. Ну и всё, — рассказал ЛБ 42-летний Аркадий Ударцев. — С сыном я поругался. Дал ему пощёчину, хотя никогда не бил. Лёша позвонил полицейским, сказал, что я кричу. И вот, посадили меня».
Новокузнецкие журналисты сообщили об инциденте со ссылкой на приговор районного суда. Из него следует, что Аркадий схватил два кухонных ножа и набросился на сына с криками: «Убью тебя!» Сам Ударцев в разговоре с ЛБ этого не отрицает. «Кричал, — соглашается он. — И полиция это засняла».
Когда к дому приехали полицейские, Ударцев заявил, что «зарежет ментов». Он отвязал свою среднеазиатскую овчарку и пошёл с собакой и с ножами в сторону силовиков. Один из полицейских выстрелил в воздух. Аркадий испугался, пытался спрятаться в стогу сена. Когда полицейские нашли его и повели к служебной машине, схватил вилы и угрожал их заколоть. В итоге его доставили в районный отдел полиции.
Ударцеву дали три года колонии-поселения. Ему вменили две уголовные статьи — насилие в отношении представителя власти и угрозы убийством. Судья учёл, что за год до этого Аркадий уже получил условный срок — он также угрожал родным ножом, а потом в служебной машине ударил ногой в лицо одного из полицейских и рассёк ему губу.
На свободу Аркадий вышел в мае этого года, жена приняла его обратно в дом. Всё это время он не видел старшего сына. В 2019 году молодой человек учился в колледже на механика-водителя. После задержания отца он начал пропускать занятия, зашла речь об отчислении. В 2020 году Алексей взял академический отпуск и ушёл в армию. «Ладно, меня посадили. А он зачем учёбу бросил, — недоумевает Аркадий. — Оставил мать с тремя детьми. Меня-то там уже не было, мог бы учиться».
В армии Алексей заключил контракт, служил в химических войсках в посёлке Онохой-2 в Бурятии. У него появилась девушка, друзья. На своей странице Ударцев выкладывал много фотографий — чаще всего в гражданской одежде.
За всё это время Алексей с Аркадием созванивались несколько раз. На большую часть звонков от отца Алексей не отвечал. «Ну, наверное, всё-таки простил меня», — размышляет Аркадий.
В последний раз контрактник позвонил отцу 30 июня — когда уже находился на границе с Украиной. «Было полдвенадцатого ночи, — рассказывает Аркадий. — Лёша сказал: „Нам дали промедол (наркотический анальгетик — ЛБ)“. Это обезболивающее — если бы их ранило, они в себя должны были это принять».
7 июля Алексей попал под миномётный обстрел и погиб. Его родные узнали о смерти Ударцева спустя почти неделю. «10 июля был день рождения жены, как раз позвонила девушка Лёши, сказала, что его вроде ранило и он в госпитале, — вспоминает Аркадий. — Мы давай везде звонить. Пять дней нам говорили, что он живой, но не известно где. Жена в итоге не выдержала и поехала 14 июля в его [воинскую] часть в Бурятию. А 15 июля мне звонят — Лёша в морге в Ростове. Жена, получается, в поезде узнала, что сын погиб».
22 июля Алексея похоронили в посёлке Металлургов. Его родители после гибели сына разошлись. «Перед похоронами это было, сидели просто с ней и подругами, — говорит Аркадий. — А жена, как выпьет, начинает всяко-разно меня обзывать. Могла обозвать пи***сом, х***сом. И в этот раз так было. Я ей дал пощёчину. Её подруги давай „мусоров“ опять вызывать. И она мне говорит: „Пошёл отсюда на х** пи***c“. Ну, я собрал вещи после похорон и уехал».
Аркадий говорит, что не знает, что жене «взбрело в голове». «Может быть, это было связано со смертью сына», — предполагает он.
Сейчас Аркадий планирует переехать в Тюмень, устроиться там на работу и, как говорит, «начать новую жизнь». Его супруга заблокировала мужа в соцсетях. С журналистами она разговаривать не хочет. «Это мой сын и моё горе, не надо сюда лезть, — написала Татьяна. — А какой он [Аркадий] отец — вся область знает».
Аркадий Ударцев считает, что [..] в Украине «не нужна России». «Это просто отмывание денег идёт, — рассуждает он. — А сколько там раненых и погибших наших солдат? По телевизору не говорят». Сам Ударцев в 90-е годы чуть не попал в Чечню. «Нам, срочникам, уже жетоны выдали, в аэропорт везли, — вспоминает он. — Но замполит роты вызвал наших родителей. Те приехали в аэропорт, схватили нас и не отпустили». Аркадий не может ответить на вопрос, приехал ли бы он в аэропорт, чтобы схватить и не отпустить Алексея.
Изображение для обложки сгенерировано моделью ИИ ruDALL-E Kandinsky