Погружение
Хроники социальной катастрофы Сибири
В сибирских деревнях и городах не хватает учителей и врачей. Люди уезжают поближе к большим городам. Медпункты стоят пустыми, в них некому работать. В школах некому учиться и учить. Здания ветшают, новые почти не строят. Так было до «спецоперации». Теперь денег на медицину и образование стало ещё меньше. Вместо школ и больниц на своей территории власти восстанавливают разрушенные дома в Украине. Мы показываем, что происходит со школами и больницами в Сибирской глубинке.
«Ребёнок падает от усталости»
В максимовской школе занятия идут с восьми утра до шести вечера. Расписание пришлось сократить: уроки длятся по 30-35 минут, перемены — всего по пять. Класс, где занимается Алина, рассчитан на 15 учеников, но на деле там ютятся 28 детей — парты и стулья стоят впритык.
Кабинетов не хватает, поэтому уроки проводят даже в библиотеке, а учительскую переоборудовали в кабинет социального педагога. Тетради с контрольными и домашними заданиями педагоги проверяют за партой в коридоре, отдыхать учителям тоже негде.
В прошлом году в школе проводили дополнительные занятия по математике и другим предметам, а теперь их отменили из-за нехватки кабинетов и педагогов. «Алина стала хуже учиться, и я не удивлена, — рассказывает Юлия Медведева. — Дети не успевают усваивать программу из-за сокращённых уроков, родителям приходится водить их к репетиторам. Большинство семей так живут. После всех занятий дочь поздно возвращается домой, я даже не заставляю её делать уроки, потому что ребёнок падает от усталости».
Столовая максимовской школы рассчитана на 60 учеников, а на обед приходят по три класса — в среднем 90 человек. На переменах учеников не выпускают из кабинетов. Учителя боятся, что играя в тесных коридорах, дети могут поранить друг друга. Побегать во дворе школьникам удаётся только во время проветривания классов. «Сидеть несколько уроков в одном помещении, как в бане, не дело, а зимой на улице особо не набегаешься», — жалуется Юлия.
Откуда перебор?
В 2015 году земельные участки в Максимовщине получили почти 400 многодетных семей Иркутской области. Село стало больше: если в 2015-м в нём жил 1881 человек, то в 2021-м — 4232. Местные говорят, что сейчас в Максимовщине не менее пяти тысяч человек.
Школа в селе одна: двухэтажное здание построили в 1973 году. Школа рассчитана на 190-200 человек, но в этом году она приняла 637 детей. Обучение проводится в четыре смены, что нарушает СанПИН. Поэтому официально это называется «две смены и два подсменка».
Родители школьников переживают, что с таким стремительным ростом жителей Максимовщины в следующем году учеников станет ещё больше. «Многие семьи вынуждены возить детей на учёбу в город: микрорайоны Ново-Ленино, Иркутск-2. Это неудобно, но другого выхода нет», — говорит Юлия Медведева.
Новую школу на 550 мест в селе обещают построить с 2016 года. Чиновники даже выделили земельный участок в три гектара, но строительство так и не началось.
Родители неоднократно обращались к властям с просьбой построить новую школу. В администрации Иркутского района им ответили, что ведутся проектно-изыскательные работы, потом нужно будет подготовить документы и отправить заявку на выделение денег для строительства.
Представитель родительского комитета 3 Б класса Наталья Саютина рассказывает, что вопрос о новой школе особенно остро встал в 2020 году. «Максимовская администрация определила участок под строительство ещё шесть лет назад, — объясняет Саютина. — В рейтинге территорий Иркутской области, где необходимы школы, наша будущая школа тоже есть. Но от разных ведомств мы получаем отписки, что от администрации Иркутского района до сих пор нет проектно-сметной документации».
Жители Максимовщины считают, что даже если новую школу построят, проблема не решится. Ко времени открытия новой школы детей в селе станет ещё больше. Поэтому родители просят власти построить школу не на 550, а на 2000 мест. Под обращением, которое планируют отправить правительству региона, подписалось более трёх тысяч человек.
«Мы устали ждать, новая школа необходима уже сейчас, — говорит мать одного из учеников Дарья Сушакова. — Наши дети в школе как кильки в банке. За короткую перемену не все ребята успевают поесть: простояли в очереди — и голодные побежали на урок. Это перебор».
По мнению директора максимовской школы Татьяны Сушко, строить новую школу не начинают, потому что в других сёлах района ситуация ещё хуже. В некоторых поселениях школ нет вообще. «Строят в первую очередь там, где есть острая необходимость, — говорит она. — Конечно, наше здание крепкое, администрация района периодически делает ремонт: обновили спортивный зал, заменили окна, светильники, электропроводку. Тем не менее, школа переполнена и мы тоже очень нуждаемся в новом учреждении».
«К тому времени наши дети уже в институт пойдут»
Похожая ситуация в другом селе Иркутского района — Хомутово. Мать пятиклассника Екатерина рассказала, что школы вокруг областного центра стали переполняться ещё шесть лет назад.
«Власти несколько лет обещают построить школу в микрорайоне Западный, — объясняет она. — В 2019-м родители школьников обратились в „Кобзев на связи“ (Telegram-канал губернатора Иркутской области — ЛБ), нам ответили, что приоритетность строительства школы на 1275 мест в микрорайоне подтверждена рейтингом на 2020 год. Но администрация Иркутского района не предоставила необходимый пакет документов для получения денег. В минобре потом пояснили, что без проектно-сметной документации финансирование строительства школы при формировании областного бюджета на 2023-2025 годы рассматривать не будут».
Хомутовская школа № 2 рассчитана на 650 детей, а занимаются в ней 1850, в том числе из Хомутово и микрорайона Западный. В мае школу закрыли на капитальный ремонт, и теперь дети ходят в школу № 1, рассчитанную на 750 мест.
«Представьте, 1850 школьников из второй школы, плюс ученики из первой, — возмущается Екатерина. — Это огромнейшая нагрузка! Кроме того, на ремонт закрыли школу соседнего села Урик, которая помогла бы разгрузить переполненное учреждение. Но власти параллельно закрыли две крупные школы! И грановская (школа посёлка Грановщина под Иркутском — ЛБ), и первая хомутовская переполнены больше, чем в четыре раза, дети учатся в три смены. Хотя чиновники и говорят, что это две смены и подсменка, это не так, это три полноценные смены».
По её словам, чтобы все классы вошли в расписание, пришлось сократить количество уроков, например, вместо пяти часов математики идёт три, вместо шести часов русского — четыре. Некоторые предметы должны проводиться дистанционно, но детям просто дают домашнее задание. Кроме того, как говорит собеседница ЛБ, столовая школы № 1 не справляется с таким количеством детей: некоторые классы вместо горячих обедов получают только пирожки, булочки, пиццу. «Это нарушает СанПИН. Я пыталась договориться с директором, чтобы дети питались поочерёдно, но меня не услышали», — поясняет Екатерина.
Капитальный ремонт школы № 2 должны закончить в декабре 2022 года. Чиновники говорят, что все сроки соблюдаются, но родительскому комитету во время проверки подрядчик рассказал, что работы приостановили из-за отсутствия тепла и света в здании, администрация района не согласовала виды работ по электросетям.
«Мы переживаем, что ремонт до декабря не закончится и наши дети продолжат учиться в ужасных условиях. Новой школы нам ждать не приходится. Если стройка начнётся, в лучшем случае, в 2024-м, учитывая, как они строят. К тому времени наши дети уже в институт пойдут», — вздыхает Екатерина.
В мае 2022 года министр образования Иркутской области Максим Парфёнов говорил, что в ближайшие три года в регионе планируют построить 25 школ. В нынешнем году — 11, по семь в 2023 и 2024 годах, с общим количеством более 16 тысяч новых учебных мест. Этого не хватит, чтобы все ученики региона могли учиться в одну смену. Ранее на депутатских слушаниях заявляли о том, что для перехода на односменное обучение требуется создать более 45 тысяч новых мест.