Медсестра-статистик Ольга (имя изменено по её просьбе — ЛБ) рассказала «Людям Байкала», что зарплата медиков состояла из оклада и стимулирующих выплат за качество работы и её интенсивность. К последней относилось то, сколько детей принимал каждый специалист, а также была ли у него переработка.
По словам Ольги, проблемы в поликлинике начались с октября прошлого года. «Руководство нам сказало, что за интенсивность теперь платить не будут, — говорит она.— А ведь раньше мы, чтобы подзаработать, оставались по вечерам, приходили в выходные. В среднем у медсестёр в месяц сверху набегало 10 тысяч рублей. У врачей — около 20 тысяч. Свою ставку я совмещала с должностью медсестры лекарственного обеспечения. Получается, в предыдущем месяце, в сентябре, я работала за двоих, а получила за одного».
Как поясняет Ольга, для каждой должности в поликлинике ввели критерии эффективности работы. Например, насколько выполнен план по вакцинации или посещаемости пациентов.
«Пятого мая этого года, в день зарплаты, главврач больницы Наталья Мельникова вместе с главным бухгалтером и экономистом устроили собрание и сказали сотрудникам, что с апреля зарплату сократили. То есть поставили перед фактом. Объяснили это тем, что скоро лето и у больницы не хватит денег на выплату отпускных. В итоге в апреле плановый объём уменьшили на 30%, и ещё на столько же в мае. Хотя мы выполняли все 100% и даже больше». В итоге Ольга стала получать не 40 тысяч рублей, а 26.
Другая медсестра Мария (имя изменено по её просьбе — ЛБ) говорит, что её зарплата была 35 тысяч, а теперь 23. Она отмечает, что летом работы в поликлинике не так много, поскольку дети разъехались: у них каникулы. Но с началом сезона простудных заболеваний нагрузка на медиков увеличится в разы.
В середине июня сотрудники поликлиники составили коллективную жалобу, копия которой есть в редакции «Людей Байкала». Под документом подписались 67 человек. Обращение адресовано Генпрокуратуре, Следственному комитету, Минздраву, Минтруда и Трудовой инспекции. Скан жалобы хранился в рабочем компьютере Ольги.
21 июня Наталья Мельникова провела собрание, обсуждали сокращение зарплат. На него смогли прийти не все медики, поэтому одну из сотрудниц попросили записать встречу на диктофон.
«Где-то к концу совещания коллектив отправили по рабочим местам, осталось только руководство. Диктофон же продолжал всё записывать: его случайно забыли на столе. Когда нам дали послушать аудио до конца, мы были ошарашены», — рассказывает Ольга.
Эта запись есть в редакции «Людей Байкала». Её достоверность подтвердил правозащитник Павел Глущенко, к которому медики обратились за помощью. Наталья Мельникова говорит: «Что хотите, то и делайте. Пусть отзывают жалобу. Коллеги, у вас чё, механизмов нет? У вас на каждую крысу должен быть компромат. На каждого — папочка, вы чё, блин?! Это вообще не дело: мы так не выживем. Ставки [сотрудников] точно полетят».
Опасаясь, что руководство начнёт выяснять, кто подписался под жалобой, Ольга удалила документ с компьютера, сохранив копию. «Около восьми вечера того же дня мне позвонили с поста охраны и сказали, что пришёл программист и взял ключ от нашего кабинета, — объясняет медсестра. — Оказалось, что он залез в мой компьютер, восстановил файл и скопировал эти документы».
Ольга написала заявление в полицию (копия есть у ЛБ), так как в её компьютере хранились персональные данные детей. По её словам, полицейские потребовали от руководства больницы провести служебное расследование, но его не было.
Собеседницы «Людей Байкала» отмечают, что из всех инстанций, куда отправили обращение, пришёл ответ только из прокуратуры. Документ есть в нашей редакции. В ведомстве посчитали жалобу медиков необоснованной, так как по документам зарплата младшего медперсонала должна составлять 42 тысячи рублей.
«Когда руководство называет подчинённых крысами и обсуждает на планёрке, какой холодной будет месть, считаю, что ему нужно извиниться и уйти, — отмечает Павел Глущенко. — Я, когда услышал про оклад в семь тысяч рублей у медиков, сразу вспомнил, что у полицейских, которые пытали Марину Рузаеву, оклад был 17 тысяч рублей. Плюс различные доплаты. Получается, пытать людей в Усолье выгоднее, чем лечить детей».
Дозвониться до главврача Натальи Мельниковой «Людям Байкала» не удалось. Мы отправили запрос в городскую больницу Усолья-Сибирского, ответа пока нет.