На суде воспитательница заявила, что Наталья, зайдя в садик и «посмотрев на портрет президента Путина, оскорбительно выразилась в его адрес, говорила, что Россия напала на Украину, и поэтому там гибнут мирные люди». Наталью оштрафовали на 35 тысяч рублей.
За два года суды Иркутской области и Бурятии рассмотрели 115 дел по статье 20.3.3 Административного кодекса «За дискредитацию вооружённых сил», по которой судили и Наталью. В Иркутской области было 48 таких дел, в Бурятии — 67. Абсолютным лидером стал Советский районный суд Улан-Удэ, его судьи выписали 41 постановление.
Практически все постановления лежат в открытом доступе на сайтах местных судов. Дела о дискредитации продолжают поступать до сих пор, некоторые находятся на рассмотрении прямо сейчас. Сумма штрафа может доходить до ста тысяч рублей, чаще всего назначают от 30 до 40 тысяч.
«Увидела молодого человека, который держал перед собой плакат, и возмутилась»
Традиционный способ выразить антивоенную позицию — выйти в одиночный пикет. Самый популярный плакат «Нет войне» — за него в Иркутской области и Бурятии оштрафовали минимум 10 человек. В Иркутской области за это обычно штрафуют на 30 тысяч рублей, в Бурятии штрафы составляют до 40 тысяч. Некоторые разнообразили плакаты «Нет войне» добавлениями вроде «Миру мир» или «Stop the war» — на сумме штрафа это никак не отразилось. Другие популярные лозунги для плакатов: «Нет мобилизации», «Мы за мир» и просто «Мир». Все они подпали под статью о дискредитации с разбросом штрафов от 30 до 40 тысяч.
Иркутянин Тимофей вышел в одиночный антивоенный пикет в центр города. На суде свидетельница рассказала, что увидела молодого человека, который держал перед собой плакат и возмутилась. «Молодой человек называет специальную военную операцию по защите мирных людей войной, тем самым, поддерживает лживую риторику недружественных государств. Так не должно быть. Стыдно за таких людей», — заявила она в суде. Судья оценила «плакат» в 30 тысяч рублей.
Если не выходить с плакатом на улицу, а просто выложить фото с ним в соцсетях, на размере штрафа это никак не отражается. Павел из Ангарска за фото плаката «Нет войне» в соцсетях получил стандартный штраф.
Иркутянин Александр вышел в одиночный пикет с плакатом «STOP PUTIN. STOP WAR. STOP KILL». Суду пришлось привлечь помощь специалиста-переводчика. Тот установил, что фраза написана на английском языке и в переводе на русский означает: «Остановите Путина, остановите войну, остановите убийства». Судья спросил у Александра, понимал ли он смысл слов на своём плакате. Тот объяснил, что понимал, и что текст написал сам, используя навыки, полученные на уроках английского в школе. Вину при этом не признал и получил штраф.
С перестановкой букв экспериментировала Дарима из Улан-Удэ. Она вышла с плакатом «Я против ВСО». Суд расшифровал это как «Я против военной специальной операции» и выписал ей штраф в 30 тысяч.
Такой же штраф получили ещё два молодых человека. Ангарчанин Никита за то, что расклеил по городу четыре листовки «Заберем родных со спецоперации, поможем в случае мобилизации», а иркутянин Даниил — за то, что зашёл в бар «Моцарт» и сорвал там два флага с Z-символикой.
А вот Арий из Улан-Удэ распространял листовки, на которых было написано, что «питерский вор разыграл трагедию в Украине» — судья оценил такой поступок в рекордно низкие 15 тысяч рублей. Николай из Заларей кинул антивоенную листовку в ящик для сбора пожертвований российским солдатам, и суд просто закрыл дело за истечением срока давности. Что именно так долго не могли сделать правоохранители — извлечь листовку или найти Николая, из постановления не понятно.
Дмитрий из посёлка Казачинского подошёл к участникам провластной акции и выхватил у одного из них Z-флаг — размер штрафа неизвестен.
«Спасибо органам прокуратуры, что указали на оплошность»
Александр из Саянска подписал антивоенную петицию на сайте «Change.org» и оставил ссылку на неё у себя во ВКонтакте. На суде он сказал, что сделал это случайно.
Из решения суда: «Александр К. считает себя человеком с высокой социальной ответственностью, и никогда не нарушал закон. После случившегося он зашел на сайт change.org с целью более внимательно изучить этот сайт, узнал, что данный сайт зарегистрирован на территории США, что убедило его больше не открывать ссылки с этого сайта. Большая нелепость и, пожалуй, трагизм ситуации заключается в том, что он ведет переговоры с предприятием оборонно промышленного комплекса о трудоустройстве, так как им не хватает квалифицированных специалистов в это трудное время. Очень сожалеет о случившемся. Спасибо органам прокуратуры, что указали на его оплошность в пользовании соцсетью, так как это могло навредить государству. Примет любое решение суда с пониманием в это трудное время». Раскаяние не помогло — штраф составил 30 тысяч рублей.
Кстати, если дискредитирующее сообщение сопроводить призывом выходить на митинг, то суд сочтёт это отягчающим обстоятельством и увеличит штраф. Так, рекордный штраф в 50 тысяч получила иркутянка Анна — она репостнула в соцсетях призыв выходить на митинг против мобилизации. Кстати, никакой разницы в размере штрафа для мужчин и женщин нет. Но дела на мужчин заводят чаще — 74 против 41 дела на женщин.
Прочитать на камеру антивоенное стихотворение и выложить в Одноклассниках стоит 30 тысяч рублей — на такую сумму оштрафовали иркутянку Татьяну.
Улан-удэнец Дмитрий сделал антивоенную надпись на своей куртке и получил штраф в 40 тысяч, а вот Денис из Кабанска написал «Нет войне» на чужом заборе и ограничился наказанием в 15 тысяч рублей.
Владимир из Закаменска прикрепил призыв к землякам не ехать в Украину прямо на здание местной администрации. По его словам, он сделал это, потому что потерял на войне много близких. Он признал вину и просил суд назначить ему административный арест, так как денег на выплату штрафа у него не было. Ареста эта статья не подразумевает, так что Владимир получил стандартный штраф в 30 тысяч.
Некоторые предпочитают продвигать антивоенную позицию в формате беседы, но иногда и это заканчивается судом. Например, водитель Игорь высказывал свои мысли в разговоре на пропускном пункте в Кяхте и получил штраф в 40 тысяч рублей. Ещё минимум пять человек занимались тем же в баре, кафе, гараже, магазине и автобусе — примерно с тем же результатом. А вот Александр из Улан-Удэ вступил в полемику с сотрудником полиции прямо из камеры штрафного изолятора.
«Срывал с дверей здания спортивной школы листовку с буквой Z»
Учительница из Баргузинского района Елена рассказывала детям на уроке, что воевать нельзя и что украинцы — такие же люди, как и мы. Суд оценил такой порыв в 40 тысяч рублей. Собрать деньги на штраф для Елены удалось всего за день, благодаря публикациям в СМИ и соцсетях.
Тренер детской спортивной школы Валерий получил три штрафа по 30 тысяч рублей. Два дня подряд он срывал с дверей здания спортивной школы листовку с буквой Z, а на третий день его вызвали к директору. Там он высказал свою позицию: «Я против войны, а они — за! Я не хочу, чтобы бомбили детей, они — за! Ждите, когда первый ребенок умрет, ну и что скажешь, бараны! Один сказал „зик“ и все как бараны побежали. Вешать свастику — это её личное дело, пускай она клеит на машину, пускай весь дом обклеит, это ее личное дело, а вешать в общественном месте не имеет право!» В полицию на него донесла директор школы. 90 тысяч на штраф для Валерия пользователи соцсетей собрали за два дня.
Ещё один популярный способ выразить позицию — написать пост или комментарий в соцсетях. Что характерно, за пост в паблике на несколько тысяч и за комментарий, который увидели несколько человек, штрафуют одинаково. Что касается самих соцсетей, то дела в основном заводят на пользователей ВКонтакте и Тelegram, причём в Тelegram — только на тех, у кого номер телефона виден для всех, — скрыть его можно в настройках конфиденциальности.
Далее идут Одноклассники и Viber, а вот дел за публикации в Instagram, Facebook, Whatsapp или X (Twitter) найти не удалось. Виктор из Иркутска единственный догадался делать рассылку с антивоенными текстами прямо со своей электронной почты и получил стандартные 30 тысяч рублей штрафа. А сотрудница Гусиноозёрской теплостанции Суранзан написала антивоенное сообщение прямо на портале компании и получила такой же штраф.
Кстати, комментарии в соцсетях вовсе не обязательно должны призывать к миру, чтобы попасть под статью о дискредитации. Например, Ольга из Улан-Удэ написала в Viber-чате весной 2022 года, что России скоро придётся доставать со складов военную технику времён Хрущёва. Суд оценил такое предсказание в 35 тысяч рублей.
«Допустил высказывание, способное посеять в головах зерно противоречий»
Восемь дел из рассмотренных 115 суд закрыл по разным причинам. Например, иркутянин Александр работал в Восточно-Сибирском управлении военных сообщений. Его мать весной 2022 года находилась в Украине. После отступления российской армии из Сумской области она смогла выйти из укрытия. На работе Александр поделился этой новостью с тремя коллегами, прибавив при этом: «Наши выгнали из Тростянца Кантемировскую дивизию». Дело дошло до суда. По словам военного прокурора, Александр своей неосторожно брошенной фразой «выразил свое мнение и формировал мнение окружающих его людей об участии Вооруженных Сил РФ в войне, в вооруженном нападении на граждан Украины, а не в специальной военной операции, проводимой в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».
Сотрудник ФСБ, который выступил в деле свидетелем, сказал, что Александр, «будучи капитаном запаса, работающим на военном объекте, допустил высказывание, способное посеять в головах гражданского персонала зерно противоречий». Но при этом он добавил, что уже провёл с ним профилактическую беседу, и тот раскаялся. Несмотря на, казалось бы, безвыходную ситуацию, всё закончилось хорошо: суд прекратил дело, не найдя в нём признаков административного правонарушения. Усть-Кутский суд дважды закрывал дело о дискредитации против местного предпринимателя и оппозиционного политика в эмиграции Алексея Тупицина.
В случае, если на человека в течение года дважды заводили административное дело о дискредитации, на него могут завести уже уголовное дело по статье 280.3 УК РФ. Максимальное наказание, в зависимости от тяжести, может доходить до семи лет лишения свободы или штрафа в один миллион рублей. Пока ни в Иркутской области, ни в Бурятии таких дел не было. Однако двое жителей Бурятии могут в любой момент стать их фигурантами.
Улан-удэнский кинорежиссёр Артём Бурлов написал в своём телеграм-канале: «Хватит врать, воровать и воевать». Сотрудники правоохранительных органов усмотрели в этом явную дискредитацию российской армии и завели против блогера дело. Тем не менее, судья пришла к выводу, что «из него «невозможно сделать однозначный вывод о том, что оно содержит негативную оценку Вооруженных Сил Российской Федерации». Она прекратила дело, но полиция завела его вновь.
Другая судья увидела в этом же лозунге дискредитацию армии. Оказалось, что публикация «была осуществлена в период проведения специальной военной операции, и её смысл с учетом сложившейся ситуации подписчиками не мог быть расценен иначе, как дискредитация действий Вооруженных сил РФ». Так Артём получил первое дело.
Второе дело против него завели за некролог, в котором Артём написал: «Царствия небесного, Д., спи спокойно. Земляки! Нас отправляют на убой прогнившие изнутри чиновники, дети которых прячутся за границей!» Третий штраф Артём получил за репост собственного же комментария изданию «Люди Байкала», в котором негативно высказался о том, что на войне гибнет множество молодых бурят и что это фактически можно считать геноцидом.
Иллюстрации сгенерированы нейросетью.