«Ваш сын задержан за измену Родине»
Александр, его мать Матрена и девятилетняя сестра Даша жили в частном доме в селе Оса, в 149 километрах от Иркутска. В начале ноября 2023 года Александр рассказал матери о том, что несколько месяцев назад он познакомился с китайцем из Улан-Удэ. Матрена запомнила только его фамилию — Ли. Он предложил Александру поехать в Смоленск на заработки. В Осе у Александра не получалось найти работу, поэтому он согласился. Матрена посмотрела переписку с Ли и отпустила сына — по тону сообщений она решила, мужчина надёжный.
Чтобы мать не переживала, Александр поделился с ней своим планом. Сначала он заедет в Улан-Удэ, чтобы отметиться в психоневрологическом диспансере и военкомате, а после — встретится с Ли. Вместе они должны были поехать в Смоленск на работу.
11 ноября, по словам Александра, он доехал до вокзала в Иркутске, а потом сел в поезд до Улан-Удэ — ехать на нем восемь часов. Вечером 12 ноября Матрена позвонила Александру спросить, встретил ли его Ли, и услышала звук движущегося поезда. Узнав, что сын на самом деле едет в Казахстан «по личным делам», Матрена запереживала:
— Это же так далеко! А если тебя там ограбят или убьют?
— Я же с чужими и плохими людьми не общаюсь!
Матрена говорит, что сын слишком доверчив, поэтому она всегда волновалась, когда отпускала его из дома. В итоге она взяла с Александра слово, что он будет на связи.
На следующий день Матрена не смогла до него дозвониться. Сын не выходил на связь в течение следующих пяти дней. От мыслей, что с Александром случилось что-то плохое, её спасала работа санитаркой в детской больнице и младшая дочь Дарья.
Вечером 17 ноября Матрена увидела звонок с неизвестного номера из Кемеровской области. «Может, Саша», — подумала она и взяла трубку.
— Ваш сын задержан за измену Родине, — сказал неизвестный мужчина.
Матрена не помнит, что происходило дальше. Говорит, что было желание кому-нибудь позвонить, но кому и что сказать — она не знала.
«Сын, главное, чтобы тебя не обманывали»
— Стой смирно! Не крутись! — сказал семилетнему Александру его отец Дмитрий.
Александр не шевелился.
— А теперь — нале-е-ево! — скомандовал отец.
Александр повернулся налево.
Дмитрий — отец Александра, который работал разнорабочим в одной из частей в Улан-Удэ: чинил технику, чистил снег. Он не служил в армии, но хотел, чтобы сын стал военным. По словам Матрены, Дмитрий пил часто — «день через два». Напившись, он общался с сыном как в армии, а иногда бил и Александра, и Матрену, и свою мать.
В итоге Александр действительно заинтересовался военным делом. Носил одежду цвета хаки и костюмы в военном стиле. А своему Адвокату Владиславу Астахову он сказал, что ему всегда нравились люди в форме, и он хотел бы служить, но «такого» его никуда не берут.
У Александра диагностированная умственная отсталость средней степени. Согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней), люди с этим диагнозом могут сами вести быт (готовить, одеваться) и зарабатывать, но часто именно физическим трудом. Например, работают грузчиками или разнорабочими.
Матрена перевела сына в коррекционную школу в третьем классе — с каждым годом ему было всё сложнее усваивать программу. После Александр поступил на повара в Бурятский республиканский информационно-экономический техникум и устроился по профессии в детский сад.
Александр сменил работу в 2016 году, когда Матрена решила проучить мужа, чтобы тот «остепенился немного» и бросил пить, — забрала детей и уехала в Иркутск к родственникам. Там Александр устроился в частное охранное агентство. Матрена вспоминает, что перед этим он спросил у неё разрешение. Она одобрила работу, но сказала: «Сын, главное, чтобы тебя не обманывали и зарплату платили». Мать напоминала об этом каждый раз перед выходом Александра на работу.
Через год Матрена с детьми вернулась в Улан-Удэ, но не заметила изменений в поведении мужа и увезла детей в родное село Оса. Там она устроилась в больницу санитаркой, а Александр стал помогать двоюродному брату на СТО (станция технического обслуживания).
Дмитрий редко приезжал в Осу, но однажды он привёз сыну новогодний подарок — охолощённый пистолет Макарова. Из такого оружия можно стрелять только холостыми патронами, но внешне оно в точности повторяет боевой прототип.
— Я вообще в шоке была. Что за подарки такие? А он [Дмитрий] такой важный сидел — вот какой я подарок сыну достал, — вспоминает Матрена.
В признательных показаниях Александр сказал, что купил пистолет в 2019 году в Улан-Удэ.
«Разве жизнь стоит таких денег?»
Из родственников по отцовской линии Александр поддерживал отношения только с бабушкой, которая живёт с дочерью в США. Они переписывались в WhatsApp. Бабушка рассказывала, что пишет книгу про аларских бурят, а Александр — про свой быт и отношения с отцом: «Беда С Папой. Ужасный человек, он безрасузный», «Я счастлив что ты там В США бабушка , с Тётей Милой , не кото там не бьёт , по с равнению с Папой дураком . И беспокоится не надо . Зная что с тобой всё хорошо» (здесь и далее сохранены орфография и пунктуация Александра).
В ноябре 2022 года Александр рассказывал бабушке про антивоенный флаг: «Белый синий белый , этот флаг , за свободу России . Против Путин С Кого режима . Путина называют фашистом». Бабушка попросила не писать про это в интернете, ведь за такую точку зрения могут арестовать. Александр ответил, что ему обидно за всё, что происходит, и добавил: «Я не хочу войны». На что бабушка написала: «И никто не хочет!».
При этом Матрена не считает, что сын интересовался политикой — она помнит только два разговора с Александром на тему военной агрессии. Первый был в начале 2022 года. Александр рассуждал: «Зачем Россия напала первой? Если вдруг на Россию напали, тогда мир поддерживал бы Россию?». Второй разговор произошёл в сентябре 2023 года. Александр тогда вернулся с вахты в Москве и рассказывал, что «люди там свободно ходят, могут говорить про Украину». Матрена «отмахнулась от его слов, чтобы не нагнетать».
В Москве Александр был с июня по сентябрь вместе с другом. Он рассказывал про эту работу бабушке — жаловался на пыль, из-за которой у него началась аллергия. При этом в обвинительном заключении сказано, что в сентябре 2023 года мужчина пытался покинуть Россию и уехать в Украину воевать в составе легиона «Свобода России». По словам обвинения, он вернулся домой, потому что в Москве его никто не встретил, а как пересечь границу самостоятельно, Александр не знал.
16 сентября 2023 года, возвращаясь после вахты в Осу, Александр писал бабушке, что едет в вагоне с военными: «Едут из Украины. Все в отпуск». В следующих сообщениях он рассказывал, что мужчины предложили ему поехать на войну: «500 000 зарплата . Я сам видел . Сегодня деньги показал , на карте . Мне СВОшкик показал .»
Бабушка ответила: «Разве жизнь стоит таких денег? Не слушай их. Они могут быть просто вербовщиками». Закончилась их переписка так:
— «Ты не вздумай на войну. Ты раньше был против войны».
— «Да , верно я вообще против всего», — ответил Александр.
«Почему ты не пишешь, Саша?»
Согласно обвинительному заключению, 22 января 2023 года Александр начал переписываться в ВК с пользователем Костей Абрамовичем. Александр рассказал, что хочет вступить в легион «Свобода России». В ответ Абрамович отправил ссылку на официальный сайт легиона и предложил вступить в него, заполнив заявку через телеграм-бот. Александр сделал это, но ему никто не ответил. Как часто Александр общался с Абрамовичем и кто из них начал переписку — в обвинительном заключении не говорится.
В годовщину войны в Украине — 24 февраля 2023 года — Александр выложил на свою страницу в ВК флаг и герб легиона «Свобода России» со словами «Украине — Победу, России — Свободу, Украина Это Воля Народу, России Свободу».
По словам обвинения, 3 ноября 2023 года Александру в Telegram написал неизвестный человек и спросил, зачем он подавал заявку на вступление в легион «Свобода России». Александр ответил, что хочет воевать за Украину. Через восемь дней ему написал пользователь под ником Надёжный и сказал, что нужно добраться до Иркутска, а дальше ему помогут покинуть Россию и вступить в легион.
Александр так и сделал. Именно тогда он рассказал маме про поездку вместе с Ли на заработки, но на самом деле доехал до Иркутска и купил билет до Тайги, где его обещал встретить Надёжный. По приезде Надёжный написал Александру, что теперь нужно купить билет до Казахстана — там его встретят и отвезут в Украину.
14 ноября Александр ждал поезд на вокзале станции Тайга, когда в полупустой зал ожидания ворвались представители ФСБ в гражданской одежде. Два мужчины, сидевшие недалеко от Александра, резко встали. Один из них помогал силовикам отвести его в помещение для допроса. На видеозаписи во время допроса слышно, как Александр кричал, пока один из силовиков прижимал его к полу. Мужчина, который вёл допрос, сказал: «Что ты ноешь, собака сутулая?»
Как сотрудники ФСБ вышли на Александра — неизвестно. Адвокат Владислав Астахов замечает, что в уголовном деле нет данных о том, когда и как силовики установили, что обвиняемый будет находиться на конкретной станции. По одной из версий защиты, это была провокация и Александр изначально переписывался с сотрудниками ФСБ.
Через семь дней после задержания бабушка написала Александру: «Саня! Как дела у вас?». Не получив ответа через три дня она написала еще раз: «Почему ты не пишешь, Саша?». Последнее сообщение было отправлено 18 декабря: «Саша!». Бабушка все еще не знает, почему Александр не отвечает ей. Родственники переживают, что из-за новостей у неё ухудшится здоровье, поэтому ничего ей не рассказывают.
***
Александр полностью признал вину, но его показания не повлияли на приговор. 23 апреля 2024 году 2-й Восточный окружной военный суд приговорил Матхеева к десяти годам лишения свободы (первые три года он должен провести в тюрьме, оставшийся срок — в исправительной колонии строгого режима) и к штрафу в 500 тысяч рублей за пропаганду терроризма и попытку вступить в легион «Свобода России».
Адвокат Владислав Астахов — его наняла двоюродная сестра Александра Ольга — подключился к делу уже после решения суда, до этого у мужчины была адвокатесса по назначению. Именно она сообщила Астахову, что, скорее всего, Александра обманули во время допроса. Сотрудники ФСБ могли предложить ему дать признательные показания в обмен на возможность поехать в Украину в рядах армии РФ.
Согласно законодательству РФ, контракт на военную службу нельзя подписать, если человека осудили за преступления, связанные с террористическими и экстремистскими действиями, а также за госизмену, шпионаж, конфиденциальное сотрудничество с иностранцами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и захват власти и вооруженный мятеж.
В выписном эпикризе из психоневрологического диспансера написано, что у Александра замедленное мышление и снижена критика. То есть человек с таким диагнозом не всегда может объективно оценивать ситуацию и им легко манипулировать.
Астахов подал апелляцию, чтобы уменьшить срок заключения, учитывая признательные показания и диагноз Александра. Оспорить решение суда он не пытался: «Диагноз Александра — основание для смягчения наказания. Суд первой инстанции вообщем-то и указал, что это учитывает, но все равно назначил максимальный срок — это нелогично и незаконно. Поэтому есть шанс снизить наказание».
Согласно 275 статье УК РФ (государственная измена), подозреваемый может избежать ответственности, если он помог следствию. Однако в статье есть приписка — если в действиях подсудимого «не содержится иного состава преступления». Но Матхеева также осудили по статье 205.2 (пропаганда терроризма — за публикацию изображений с символикой легиона «Свобода России»).
Сейчас Александр находится в СИЗО, ждёт решения по апелляции и общается с мамой через письма. На условия не жалуется. Матрена говорит, что даже если всё будет плохо, он ей в этом не признается — не хочет, чтобы она волновалась.
Александр все ещё думает, что поедет на войну: «Мамочка ты будешь гордиться что я буду служить нашей стране, где я вырос. И родился. Мамочка помни, я не террорист. Мамочка, я герой нашей Родины. Нашей России. Да, я оступился. Но зато Родина подарила службу. Службу что я всегда хотел». Матрена не понимает, почему сын пишет ей такие письма, и о какой службе он говорит.
* Воинское подразделение Украины, сформированное из российских добровольцев и военнопленных. 16 марта 2023 года Верховный суд России признал легион террористической организацией.