«Анонимные либеральные выздоравливающие»
«Добро пожаловать на родину», — говорит блогерка Марина Онищенко художнице Анжеле Аганиной и раскидывает руки. — Вот эти русские объятья, они взяли тебя в оборот и уже не отпустят«. Анжела обнимает Марину в ответ и говорит, что она «раньше крутилась в навальнистском сектантском течении», но теперь «наконец-то отцепилась от либеральной повесточки».
Онищенко — харьковчанка, которая в июне 2022 года переехала с семьёй в Россию. Сейчас в своём (не очень популярном, менее десяти тысяч подписчиков) блоге она заявляет, что «счастлива быть частью российского народа». Марина встретилась с Аганиной после того, как та заявила о своём «переобувании» в Youtube. Видео Анжелы «Исповедь бывшей „либералки“» за полтора месяца набрало 250 тысяч просмотров. Для художницы это серьёзный прорыв — ролики Аганиной, которая обычно снимает свой быт и жизнь в деревне, за последний год с трудом преодолевали тысячную отметку.
Комментарии к видео — сплошь поддерживающие. Правда, непонятно, реальные это люди или боты. Их авторы пишут Аганиной, что она «очнулась от морока и пришла в разум истины». Многие описывают своё «выздоровление от либерализма».
«Я бывший „навальнёнок“, спорил с родителями постоянно. После начала СВО полностью переобулся, начал троллить „Дождь“*, всяких Яшиных**, Волковых**, Кацев**. Жду не дождусь, когда уже их всех переловят и в курятнике поселят. Теперь за Путина пасть порву!», — это типичный комментарий под «исповедью» Аганиной.
Сама Анжела говорит ЛБ — своим выступлением она хотела показать другим россиянам (и особенно деятелям культуры), что «не страшно менять мнение». Художница призывает и других последовать её примеру. Аганина рассказывает, что хочет открыть группу «анонимных либеральных выздоравливающих» — «для тех, кому сложно „переобуться“».
«Я готова делиться опытом, силой и поддержкой, — заявляет она. — Можно из либералки „переобуться“ в патриотку и остаться человеком. Вот говорю, и у меня аж мурашки».
«Мурашки» во время интервью у Анжелы возникают ещё раз — когда она рассказывает о своём желании поехать на Донбасс. Аганина хочет «сгонять» в Мариуполь, чтобы «вдохновиться обстановкой и сделать новый творческий проект».
«Поднялось женское русское нутро»
«У многих либеральных товарищей отлетели тапки, они мне начали писать — Анжела, тебя, что, заставили, у тебя, что, менты дома стоят? — говорит Аганина журналистам ЛБ и начинает смеяться. — Нет, конечно. У меня наступил апогей чувств, и я не могла больше молчать».
На связь с журналистом ЛБ Анжела выходит из своего дома — последние четыре года она живёт в деревне Сахарово в Подмосковье. На стенах дома висят вышитые рушники, сушёные травы и картины самой Аганиной. На плечи Анжелы накинут платок с расписными цветами. «Я русская бабонька, мать троих детей, у меня курицы, огород», — говорит Анжела. Аганина проходила курсы по банному мастерству, делает обереги, занимается гаданиями. Сейчас она блондинка, но за время своей художественной карьеры неоднократно меняла цвет волос и стрижку.
Аганина рассказывает «Людям Байкала», что процесс её «переобувания» происходил постепенно. Среди главных триггеров — фем- и ЛГБТ-повестка, которая, по словам Аганиной, «была навязана» российскому современному искусству. «Когда это всё началось, во мне поднялось женское русское нутро», — описывает свои переживания Анжела. Художница говорит, что она — «за здоровый патриархат» и не хочет, чтобы её младший пятилетний сын «мог помыслить, что он не мужчина».
Переломным моментом в «переобувании» Аганина называет свою учёбу в институте современного искусства «База», который работал на территории московского «Винзавода» с 2011 по 2024 годы. Анжела заканчивала учиться в «Базе» уже после российского вторжения в Украину. «Там были откровенные высказывания против нынешней [российской] власти и президента, — делится Аганина. — Я немножечко начала вглядываться в прозападную повесточку и поняла, что вся эта либеральная тусовка хочет разложить наше общество через западные ценности и уничтожить нас как нацию».
Анжеле также не понравилось, что в 2022 году знакомые из арт-тусовки призывали её не общаться с родными, которые поддержали вторжение России в Украину. «Как можно не общаться с матерью, это мои корни», — рассуждает художница.
«СВО вообще очень сильно отрезвило, оно будто дало леща такого, — описывает свои чувства Анжела. — Я истерила первый месяц, была из тех, кто писал „Нет войне“. Но потом стала разговаривать со знакомыми, смотреть другие, не либеральные СМИ. И поняла, что всё не так однозначно. Теперь я точно могу сказать — а Путин-то был прав».
Сейчас Аганина не говорит слово «война», а использует только «СВО». За употребление слова «война» в современной России можно получить штраф или реальный тюремный срок.
«От изотерики до Элтона Джона»
Анжела Аганина не заканчивала художественную школу или училище, но, по её словам, «всегда имела креативный мозг». Она родилась и выросла в Саратове, в 22 года официально сменила имя — и из Светланы стала «Антджелина-Джоарла». Это отсылка к имени голливудской актрисы Анджелины Джоли. Последнее время Антджелина в соцсетях стала называть себя Анжелой — так в этом материале называем её и мы.
Анжела увлеклась живописью в 2013 году, когда ей было 26 лет. До этого она разводила шпицев, изучала фэншуй и пробовала себя в предпринимательстве — в Саратове у Аганиной был салон изотерики «Хрустальный шар» (орфография названия сохранена), в котором продавались сувениры, благовония и эзотерическая литература. Через несколько лет Анжелу «достал бизнес», и она «психанула». «Я поехала, купила холст, масло, в запое стала рисовать на даче, — вспоминает Аганина. — И меня прям с первой картины вштырило. И я поняла — о, всё, это моё».
В Саратове Анжела провела несколько выставок собственных картин. В 2015 году организовала в местном стейк-хаусе благотворительный аукцион, где выставила свои пейзажи и натюрморты, написанные в реалистической манере. Вырученную сумму в 70 тысяч рублей Аганина перевела Марксовскому детскому дому. Владелица салонов красоты в Саратове Виктория Марон купила на этом аукционе четыре картины Аганиной. Она рассказывает ЛБ, что работы Анжелы «вселяли позитив».
В 2016 году Анжела с двумя дочками переехала из Саратова в Санкт-Петербург. Здесь она попала в андеграундную тусовку. У Анжелы появилась мастерская, а затем и собственная галерея «Аганина Gallery» на заводе «Красный Треугольник» — его пространства отдавали под арт-активности.
«Женственная, миленькая, но с характером, очень энергичная, воинственная. Настоящая амазонка», — так описывает Аганину художник Артём Гаврилюк (творческий псевдоним Tom Va), который познакомился с Анжелой в этот период.
Финансово Анжелу поддерживал её муж, саратовский бизнесмен Аркадий Шаров. «Аркаша был безропотный „папик“, гораздо старше, она им крутила и вертела, — рассказывает ЛБ общий знакомый пары из Петербурга. — В Питере Анжелка его „отжала“ насухо». Пара разошлась в 2020 году, когда Аганина уже жила в Москве. Шаров не ответил на запрос ЛБ.
В Петербурге стиль работ Аганиной поменялся. Она начала рисовать препарированные женские тела — иногда без рук и ног, иногда без головы. В 2018 году её выставка «Женский образ. Поиск архетипа» попала в Амстердам — на международную конференцию по СПИДу AIDS. На картинах Анжелы свои автографы поставили певец Элтон Джон (один из самых известных защитников прав ЛГБТ) и победительница «Евровидения» Кончита Вурст (дрэг-квин, в российской пропаганде известная как «женщина с бородой»). На выставке Аганину представляли как волонтёра «Серебряной Розы» — российского движения секс-работников и тех, кто их поддерживает.
Глава «Серебряной Розы» Ирина Маслова отказалась рассказать ЛБ о своём сотрудничестве с Аганиной. Сама Анжела тоже предпочитает не вспоминать этот период жизни.
«Ни воронка, ни повесток»
В питерских картинах Аганиной появляется и политический подтекст. Она рисовала Путина — с кровавыми слезами, Кремль — между раздвинутых женских ног. «Но совсем в либерализм я скатилась в Москве», — подчёркивает художница в разговоре с ЛБ.
Анжела переехала в столицу в 2019 году. Там она вошла в состав женской арт-группы «Передвижницы», которую организовала искусствовед Екатерина Бочарова (творческий псевдоним — Катя Рефеншталь). Аганина участвовала в нескольких выставках, которые организовала Бочарова. На сайте «Передвижниц» Аганину называют «самобытной художницей-перформером», в чьём творчестве можно увидеть «примитивную манеру письма», «условное соблюдение пропорций» и «вольное размещение объектов в абстрактном пространстве». Бочарова неоднократно отмечала, что в работах Аганиной присутствует тема мистического эко-феминизма.
Что говорят о творчестве Анжелы другие люди
«Я даже примитивизмом её работы не могу назвать, — говорит знакомый Аганиной по Петербургу. — У меня была оторопь от её картин, потому что это было плохо нарисовано и вторично по концепции». Однокурсник Анжелы по институту «База» называет её творчество «кринжем». Собеседники ЛБ не хотят называть свои имена — они боятся, что Аганина «будет мстить за критику».
Журналист Денис Стяжкин, который присутствовал на нескольких арт-акциях Аганиной, считает, что Анжелу в Москве «особо не замечали ни СМИ, ни другие художники» и это «вызывало у неё обиду». «Её не приглашали на выставки, не пиарили её акции. А она очень хотела, что её заметили и приняли», — говорит он. Денис добавляет, что Анжела «генерировала тонны идей, её прямо распирало на части, но она не дотягивала с уровнем креатива».
Бывшая участница группы «Передвижницы» вспоминает, что Аганина придерживалась «курса на псевдо-магию». «Что-то такое русское, глубинное, а-ля „традиционное“, — говорит собеседница ЛБ. — Ведьмы какие-то, колдуньи. Мне это было совсем не близко, поэтому я с Анжелой особо не общалась».
Она добавляет, что Аганина не вошла в «список избранных», которые выставляются в модных галереях Москвы. «С Анжелой не хотели иметь дело, потому что у её работ было низкое ремесленное качество, а до гениального скандала не дотягивало», — говорит экс-участница «Передвижниц». При этом, указывает она, в московском арт-сообществе существуют разные группы по интересам — «от уличных до «академических», от «говна и палок» до «дорого-богато». «Они отличаются вкусами и взглядами и могут друг друга за художников не считать», — подчёркивает художница.
Однокурсник Аганиной по «Базе» — художник Фархад Исрафилли-Гельман — сдержан в оценках её творчества: «Кто мы такие, чтобы определять, что такое искусство, а что нет».
В 2021 году в Москве открылась подпольная выставка Аганиной «Вечная зима». Попасть туда можно было через знакомых. Журналист Денис Стяжкин, который побывал на выставке, вспоминает, что «Зима» проходила в офисе «либо феминистской, либо ЛГБТ-организации». Аганина в полицейской форме и с кокошником на голове сказала Стяжкину, что делает эту выставку, «потому что устала молчать и устала бояться нашу власть».
Центральным экспонатом «Зимы» был портрет Путина с кровавыми слезами, рядом стоял гроб с золотыми ёршиками (отсылка к расследованию Навального о «дворце Путина») . «Сегодня мы хороним „деда“», — объяснила Аганина суть акции и предложила съесть поминальную кутью. На этой же выставке был портрет Навального, его художница назвала человеком, который «страдает от нашей власти». В правом углу портрета стояли цифры «2024». Аганина заявила, что надеется — в 2024 году Навальный станет президентом России. Гостей водила по выставке основательница «Передвижниц» Екатерина Бочарова.
Кто такая Екатерина Бочарова
Екатерина Бочарова (творческий псевдоним — Катя Рефешнталь) в начале карьеры шила сценические костюмы для танцевальных, цирковых и травести-шоу. Позже, как Екатерина рассказывала журналистам, она увлеклась идеями феминизма. В 2020 году защитила диплом в РГГУ по теме «Кураторство в феминистских художественных самоорганизациях России».
В 2021 году Бочарова помогла Аганиной организовать подпольную выставку с портретами Путина и Навального, а также написала текст-манифест для акции у спецприёмника в Сахарово. «Демократия в России пришла к своему завершению в конце 90-х, когда тиран назначил своего преемника, нового тирана», — сообщалось в манифесте.
Сейчас Бочарова не делает политических высказываний. После начала войны она уехала из Москвы в Череповецкую область. «Внутренняя эмиграция — это альтернатива как диссидентству, так и ура-патриотизму», — написала Екатерина после переезда в своём Telegram-канале. Последняя выставка, которую курировала Бочарова, была посвящена теме экологии. Екатерина отказалась отвечать на вопросы ЛБ.
Портрет Путина, гроб и золотые ёршики Аганина использовала и в самой своей известной арт-акции — «Псаломе об изгнании нечистой силы» у спецприёмника «Сахарово». Она прошла 18 февраля 2021 года. В этот день оттуда выпускали главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова**, который отсидел 15 суток за ретвит шутки. Его выхода ждали многие журналисты.
Аганина рассказывает ЛБ, что у неё «были прихваты с оппозиционной медиа-средой» и что она знала, когда выпускают Смирнова. «Я понимала, что если засветиться, то эта акция зайдет на сто процентов», — говорит Анжела. Она встала на колени рядом с журналистами перед входом в спецприёмник, взяла в руки портрет Путина и прочитала псалом, который используют православные священники для изгнания нечистой силы.
Акционистку действительно заметили, и об её выступлении сообщил ряд изданий. Анжела опубликовала скриншоты новостей в соцсетях — рядом с оппозиционным «Инсайдером»* была провластная «Ридовка».
Анжела не подходила к Сергею Смирнову после того, как его отпустили. Сам Смирнов сообщил ЛБ, что «первый раз слышит» об акции Аганиной.
После «Псалма» Аганину оштрафовали на десять тысяч рублей за несанкционированный одиночный пикет — это единственный раз, когда к Аганиной были применены юридические меры. Анжела рассказывала журналистам, что к ней домой для составления протокола приходили полицейские. Один из них, по словам Анжелы, предлагал купить портрет Путина за пять тысяч рублей, но она отказалась.
«По факту, у меня не было ни обысков, ни какого-то прессинга, — говорит ЛБ Аганина. — Я думала, придут органы опеки, [заберут детей]. Ничё не было вообще! Потому что я всё делала в рамках закона».
Анжела рассуждает, что в этом проявлялась свобода слова в России. «Я до конца не понимала, насколько у нас свободно, — считает она. — Я высказывалась — и, собственно, никто меня не посадил, и никто не пришёл, и „воронка“ нету, и повесток нету».
После начала войны в Украине, говорит Аганина, в России «запретили какие-то штуки», но ничего плохого она в этом не видит. «Это необходимо для того, чтобы „соевым“ (оппозиционерам — ЛБ) не дать почву для того, чтобы они размножились на нашей земле», — заявляет Анжела.
«Я надеюсь, что она это всё делает хотя бы за гонорар»
Знакомые Аганиной в разговорах с ЛБ выдвигают несколько версий, почему она «переобулась». Журналист Денис Стяжкин говорит ЛБ, что не верит «в такую моментальную смену взглядов» у Аганиной. «На Анжелу явно было оказано какое-то сильное влияние», — размышляет он.
Стяжкин сотрудничал с оппозиционными изданиями Sota.Vision и «Активатика», его неоднократно задерживали на протестных акциях в Москве, изымали технику и штрафовали. Чтобы избежать уголовного преследования, в 2021 году Денис уехал из России, в 2023 году он получил политическое убежище в США.
В 2019 году Стяжкин впервые побывал на арт-акции Аганиной в Москве — она устроила «Молебен Царю за отмену крепостного права» на Красной площади. Анжела в образе странствующей паломницы с платком на голове и с портретом Путина в руках читала молитву «Царю Небесный». Денис вспоминает, что это было «дерзко и смело» и что у него остались после перформанса «очень хорошие ощущения». «Менты не знали, что с ней делать — то ли она за Путина, то ли против, — вспоминает журналист. — Пока они звонили начальству, Анжела спокойно ушла». По мнению Стяжкина, акция Аганиной была «настоящим троллингом власти».
«Уже во время войны [с Украиной] она проводила антивоенные акции, я ей писал — не надо, тебя же закроют, а у тебя дети, — рассказывает Стяжкин. — Поэтому не исключаю, что сейчас на неё было давление силовиков — поэтому она и „переобулась“».
Давление — версия самая непопулярная. Некоторые считают, что выступления Анжелы — это художественный акт. Однокурсник Анжелы по институту «База» Фархад Исрафилли-Гельман рассуждает, что «лет через десять это [последние видео Аганиной], возможно, будет осмысленно как форма сопротивления. «Мне хочется верить, что это форма завуалированного троллинга», — говорит Фархад. Ещё один собеседник ЛБ, который был знаком с Аганиной в Москве, предполагает, что «если вдруг власть в стране изменится, то Анжела спокойно может сказать, что её „переобувание“ было перформансом, что она как художница решила окунуться в патриотизм».
Чаще всего же знакомые Аганиной считают, что «некие спонсоры» предложили ей деньги за смену позиции или она просто решила привлечь к себе внимание. Художник Никита Поздняков, с которым Анжела делала выставки в Петербурге, называет её «очень прагматичным человеком». «Она понимает, как сейчас можно заработать и на чём выехать», — говорит Поздняков.
Тот же Исрафилли-Гельман добавляет, что «поначалу думал, что Аганина сошла с ума от тяжёлой судьбы». «Сейчас я надеюсь, что она это всё делает хотя бы за гонорар, — говорит ЛБ Фархад. — Делать бесплатно подобное — за рамками элементарной этики и порядочности».
«Анжелка никогда не была либералкой, не была кем-то, кто имеет устойчивые убеждения, — считает ещё одна знакомая Аганиной по Питеру. После начала войны она уехала за границу, но просит не указывать своё имя, потому что боится, что Аганина „сделает гадость“. — Анжелка была готова принять любой взгляд, любую систему ценностей, которая бы ей принесла успех и деньги».
Собеседница ЛБ рассказывает, что когда Аганина переехала в Петербург, «в моде был акционизм». «Это было время [Петра] Павленского, арт-группы „Война“. Она решила, что это хорошая тема, на которой можно сделать себе имя и бабки. Если сейчас волна Павленского, который прибивает себя (в 2013 году Пётр Павленский прибил гвоздём свою мошонку к брусчатке на Красной площади — ЛБ), то надо тоже попытаться».
Артём Гаврилюк (творческий псевдоним Tom Va) в разговоре с ЛБ подчёркивает — художники «делают искусство» именно для того, чтобы «прославиться и заработать деньги». Получается это, по словам Гаврилюка, далеко не у всех. «Мы видим только отдельных личностей, которые „выстреливают“ — кто-то много работал, у кого-то звёзды совпали, у кого-то тупо талант. Единицам повезло, а живут-то миллиарды», — размышляет Артём.
В 2018 году Гаврилюк вместе с Аганиной устроили акцию «Роды новейшего искусства на Дворцовой площади» в Петербурге. Художники пролежали несколько часов на красной ткани у входа в Зимний Дворец. Аганина была беременна третьим ребёнком, на животе у неё была надпись: «Рожу Малевича».
На «Роды новейшего искусства» практически не обратили внимание питерские журналисты. Спустя годы Артём Гаврилюк рассуждает, что это случилось, «потому что не хватило остроты, надрыва и смелых решений». «А вот моя акция в Третьяковке звенела во всех СМИ», — добавляет Артём (в 2019 году художник в одних стрингах прошёлся по залам Третьяковской галереи, это действительно разошлось даже по иностранным изданиям).
«Всё ваше современное искусство сдохло как козёл»
Главными объектами критики в последних видео Анжела выбрала своих бывших учителей — Анатолия Осмоловского и Светлану Баскову. Они возглавляли институт современного искусства «База», который после обысков закрылся в сентябре 2024 года. Сами Анатолий и Светлана ещё весной уехали в Берлин. Сейчас Аганина заявляет, что финансирование института «шло с Запада» и что в «Базе» «разлагали молодёжь».
Кто такие Анатолий Осмоловский и Светлана Баскова
Анатолий Осмоловский — один из самых известных российских художников-акционистов и теоретиков искусства. Входил в движение Э.Т.И, которое в начале девяностых провело несколько публичных акций в Москве. Например, 31 декабря 1990 года участники вынесли на Красную площадь холодильник, в который положили бюст Ленина, и пытались его продать. А в 1991 году на Красной же площади акционисты выложили из своих тел слово «хуй». В 1992 году на открытии своей выставки Осмоловский выпустил живых гепардов. В 2007 году получил Премию Кандинского в номинации «Художник года». С 2011 года — ректор института «База».
Жена Осмоловского Светлана Баскова — кинорежиссёр. Её самый известный фильм «Зелёный слоник» был снят в 1999 году на любительскую камеру. Со временем приобрёл статус культового. В мае 2022 года «Слоника» запретили к распространению в России. Баскова была директором института «База».
Анжела рассказывает ЛБ, что Осмоловский для неё с детства был «культовой личностью» и она им «вдохновлялась». «Один „Хуй на Красной площади“ чего стоит, — говорит Аганина. — Я очень хотела всем этим заниматься, но кто в Саратове знал, что такое акционизм и перформанс».
В 2021 году Аганина поступила в «Базу». Она говорит ЛБ, что была «прям в близких отношениях» с основателями института, неоднократно бывала у них дома и приглашала их к себе в деревню. Но после вторжения России в Украину, по словам Анжелы, Анатолий Осмоловский «захотел сделать из студентов коалицию против государства».
«Когда началась СВО, [Анатолий] Феликсович стал призывать нас совершить революцию, как французскую культурную, готовить к тому, чтобы мы там какие-то действа делали», — рассказывает Аганина. Анжела считает, что студенты могли «пожертвовать собой за западные идеалы», «поверить в эту повестку» и «пойти раскладывать листовки по подъездам». «А потом эти дети получили бы 15 лет за измену России, — рассуждает художница. — Мне стало страшно, и я очень отдалилась от институции».
Студенты «Базы», с которыми поговорили ЛБ, опровергают слова Аганиной о «призывах» Осмоловского на занятиях. «Это откровенная ложь, — говорит ЛБ однокурсник Анжелы, художник Фархад Исрафилли-Гельман. — Анатолий, будучи интеллектуалом, прекрасно отдавал себе отдавал отчёт об авторитете своих слов и как это может быть воспринято». Ещё один экс-студент «Базы» рассказывает, что Осмоловский «наоборот призывал никуда не идти, чтобы остаться на свободе».
Кто такой Фархад Исрафилли-Гельман
Фархад Исрафилли-Гельман стал ещё одним объектом критики в видео Анжелы Аганиной. Аганина обвинила его в том, он участвовал в акциях с Pussy Riot, а финансировалось это «понятно из каких источников».
В 2020 году Фархад и участницы Pussy Riot Мария Алёхина и Рита Флорес провели акцию против полицейского насилия возле Кремля. Активистки примотали Исрафилли-Гельмана, одетого в форму сотрудника ОМОНа, скотчем с надписью «Осторожно, хрупкое» к фонарному столбу. Алёхина и Флорес были при этом одеты в стилизованные под русские народные костюмы платья и кокошник.
Фархад говорит ЛБ, что слова Аганиной «его сильно возмутили». «Мы эту акцию обсуждали в „Базе“, и она, конечно же, знает, что никаких денег не было, никто нас не финансировал. Мы эту власть бесплатно ненавидели», — объясняет Исрафилли-Гельман.
В 2021 году Фархада арестовали на 15 суток за неповиновение полиции. Художник вспоминает, что тогда от Аганиной была «всяческая тёплая поддержка». «Она даже участвовала в передачках, которые „База“ собирала для меня», — рассказывает ЛБ Исрафилли-Гельман.
В 2022 году Фархад уехал из России. Он получил гуманитарную визу и живёт в Париже.
Свой внутренний протест против обучения в «Базе» Аганина, по её словам, выразила в дипломной работе. Она принесла в институт останки сдохшего козла в трёхлитровой банке. «Тогда я не могла рассказать посыл, а сейчас могу — я хотела сказать, что всё ваше современное искусство сдохло как этот козёл», — восклицает Анжела.
Несколько студентов «Базы» предполагают, что именно Аганина могла стать автором доноса, из-за которого в институте были обыски. «Из-за этого с вами никто не хочет разговаривать открыто, — говорит один из собеседников ЛБ. — Все боятся, что Аганина донесёт и на них. Мы к ней относились иронично, как к дурочке, городской сумасшедшей, но она оказалась дурочкой опасной».
И Анатолий Осмоловский, и Светлана Баскова отказались обсуждать с ЛБ ситуацию с Аганиной.
«Если ты будешь кусать руку, которая кормит тебя, тебе прилетит»
«Приятель мне прислал видео [про „переобувание“] Аганиной, а я ему — так сам же Осмоловский переобулся давным-давно», — говорит ЛБ художник Роман Минаев. Минаев считает, что Осмоловский «заигрывал с [российской] властью и с великой русской идеей», а свои арт-акции «производил для СМИ» и «хотел просто успеха».
Кто такой Роман Минаев
Роман Минаев изучал современное искусство в Берлинском институте искусств, потом вернулся в Россию, участвовал в выставках, был куратором, преподавал в школе Родченко и Британской высшей школе дизайна. Выступал сокуратором первого Фестиваля протестного искусства «МедиаУдар». В 2015 году стал участником публичного скандала после того, как ему предложили уволиться по собственному желанию из школы Родченко. В 2017 году опубликовал список самых влиятельных консерваторов в российском искусстве, куда вошли, в том числе, акционисты Анатолий Осмоловский и Олег Кулик. После начала войны уехал в Германию. Ведёт Telegram-канал «Павильон Россия», в котором публикует ироничные посты и мемы о российских художниках.
Недоброжелатели припоминают Осмоловскому, что в 2010 году он ездил на образовательный форум «Селигер», где общался с пропутинской молодёжью. А его жене Светлане Басковой — что уже в 2024 году она совместно с Росмолодёжью делала выставку в Набережных Челнах (позже выставку перенесли в Казань).
Минаев рассуждает, что «Аганина идёт по стопам своего преподавателя» и что «хайпу» она научилась именно у Осмоловского: «Вот она видео опубликовала, и вся страна её знает», — подчёркивает Роман.
Художник Артём Гаврилюк тоже не удивлён, что от Аганиной, по его выражению, «прилетело» Осмоловскому. Он называет это «бумерангом». «Ты учишь быть учеников радикальными, а твои ученики делают радикальные высказывания по отношению к самим же радикалам», — говорит Артём.
Гаврилюк отмечает, что и сам «давно переобулся». Художник рассказывает, что в молодости у него был период «бунтарства». «Я переживал, почему политики и художники нас, художников, не поддерживают, — говорит он. — А потом я понял — камон, я [в детстве] ходил в пять кружков, вот это поддержка государства!»
Собеседник ЛБ рассуждает, что «если ты будешь кусать руку, которая кормит тебя, или срать на неё, тебе прилетит, потому что ты неблагодарен». Вторжение России в Украину эту логику не изменило. «Как человек я неравнодушен [к жертвам войны]. Но как художник моя позиция такая — я остаюсь в России, и я поддерживаю свою страну», — говорит Артём.
В комментариях к видео о «переобувании» отметились несколько художников, которые поддержали Аганину. Среди них — 65-летний Владимир Мироненко. Он написал Анжеле, что «прошёл более длинный путь, но пришёл к очень похожим выводам».
Кто такой Владимир Мироненко
Участник андеграундной арт-группы «Мухоморы», основанной в Москве в 1978 году. «Мухоморы» провели несколько акций — нелегально повесили свою картину на экспериментальной выставке, посетили Ясную Поляну в образах Льва Толстого (в толстовках). В феврале 1982 года группа выпустила альбом «Золотой диск» в стиле квазирока. Тексты в альбоме исполнялись на мелодии разных народов и времен, советской и зарубежной эстрады. Распространялся «Золотой диск» подпольно. В СССР его вскоре запретили.
За иронические перформансы и «Золотой диск» трёх участников «Мухоморов» (в том числе, Владимира) в октябре 1984 года отправили в армию. Мироненко рассказывает ЛБ, что ему «шили антисоветскую пропаганду». После армии Владимир вернулся в Москву, вновь стал заниматься творчеством, участвовал в зарубежных выставках. Он называет это «медовым месяцем с Западом».
Около десяти лет Мироненко прожил во Франции. Но в начале двухтысячных вернулся в Россию — потому что «физиологически уже не мог находиться на Западе». Мироненко не нравилось, что европейские СМИ писали «гадости» о России — даже когда мир относился к России лояльно. Бывший художник называет Запад «империей лжи».
Мироненко говорит ЛБ, что в РФ его тоже многое «смущает», но он «хочет оставаться на родине». Владимир называет «глупостью» мысль о том, «что интеллигент должен быть против любой власти». «Если власть хорошей быть не может, то что ж тогда оппозиция стремится в эту власть? — размышляет он. — Чтобы стать этим дерьмом? Чтобы её тоже возненавидели? Не надо, власть — это бяка».
Владимир заявляет, что раньше поддерживал Алексея Навального, но потом прекратил — потому что Навальный стал «марионеткой в руках Запада». «И я никогда не был избирателем Путина, но уважаю выбор народа. Путина действительно любят [в России], — рассуждает экс-художник. — Из неприметного серого человека он стал выдающимся политическим деятелем. Многие оппозиционеры до сих пор говорят, что он ничтожный и маленький. Нет, он не такой».
«Эльфам от орков»
Сейчас Анжела Аганина готовит новую выставку «Полевая мать» и обещает послать средства от продажи картин «на нужды СВО». На свой авторский курс «Берегиня» (о том, как работать с женской энергией) она бесплатно берёт жён и матерей российских военнослужащих. Поддерживает закрытие музея истории ГУЛАГа, обыски в музее PERMM, отмену выступления Нины Хрущёвой в Ельцин-центре.
Аганина продолжает делать арт-акции — но теперь «пророссийские». В сентябре 2024 года художница принесла траурный венок к посольству Великобритании в Москве — на венке была надпись «Эльфам от орков», он был украшен розочками из свиного мяса. «Тогда вышли заголовки, что они разрешат Украине стрелять вглубь России, — объясняет ЛБ суть акции Аганина. — И я специально купил свинину в „Мираторге“ — это наше мясо, было важно это показать».
В октябре Аганина вышла к посольству Германии в костюме дворника. Она смела метлой радужный флаг к проходной посольства. Так она высказалась против «пропаганды ЛГБТ» («У меня был не запрещённый флаг, не ЛГБТ, он спокойно продаётся на «Вайлдберис» — комментирует Анжела). Аганина называет свою акцию «эпичной» и «очень весёлой». «Я пересматривала её раз пятнадцать и прям смеялась», — говорит художница. На Youtube этот ролик набрал 1,3 тысячи просмотров.
Расстраивает Аганину одно — журналисты её новые выступления не снимают. «В либеральном дискурсе это было сделать очень легко, два пальца об асфальт, — вспоминает Анжела. — Когда я говорила — ребята, сейчас буду против Путина топить — у меня сразу „камера, мотор“. А когда я говорю — ребята, я за страну буду топить, журналистов фиг найдёшь».
— Возможно, пророссийские СМИ пока не считают вас своей?
— Я думаю, что так и есть.
Аганина рассуждает, что пока её боятся снимать даже «друзья-фотографы»: «Потому что, зная мою прошлую повесточку, они думают, что при слове «Анжела Аганина» выйдет чёрный «воронок». «Я и сама боялась. Я же не знала реакцию властей на мою движуху».
— А вы эти акции не согласовывали?
— А как может быть акция согласованной?
— Мне кажется, сейчас в России любые акции без согласования делать страшно.
— Ну, если они в позитивном ключе и в нашей российской повестке, то почему бы и нет. У нас художники боятся высказываться про Россию даже хорошо. Плохо не высказываются — страшно, хорошо — тоже страшно.
«Выживалы»
«Современные художники в России сейчас чувствуют себя, я думаю, весьма погано, — говорит ЛБ Фархад Исрафилли-Гельман. — Оставшиеся вынуждены находить какие-то оправдания и компромиссы, и мне это претит».
Фархад добавляет, что относится к людям, которые остаются в России, «как к заложникам». «Критиковать их не очень правильно», — говорит художник.
Ещё одна бывшая студентка «Базы» размышляет, что до войны «современное искусство в РФ в большинстве своём было против российской власти». «Но после вторжения стало понятно, что так уже не выйдет. Надо либо высказываться, а потом уезжать или садиться. Либо менять точку зрения. И многие оставшиеся стали виться ужом и говорить что-то вроде „искусство вне политики“. И стали брать деньги от государства, хотя это зашквар». Собеседница ЛБ уехала из России, но просит не называть имя — в РФ остались её родственники, и она боится, что им «может прилететь».
Другой студент «Базы» говорит ЛБ, что «настоящее современное искусство в Москве сейчас можно найти только в очень глубоком андеграунде». «Жизнь происходит в подвалах, заброшках, маленьких галерейках, — объясняет он. — В ГЭС-2 (культурный центр, открытый накануне войны — ЛБ) и ММОМА (Московский музей современного искусства — ЛБ) жизни нет». Собеседник ЛБ рассказывает, что у большей части его знакомых «ничего не изменилось»: «Они не сотрудничают с государством, не „переобуваются“ и живут в андеграунде». Художник не против указать своё имя, но «Люди Байкала» не делают этого сами — из-за соображений безопасности.
25 февраля 2022 года было опубликовано «Открытое письмо деятелей российской культуры», в котором авторы призывали прекратить военные действия. За семь дней, пока письмо было доступно, его подписали больше 18 тысяч человек. Россию покинули несколько десятков (а то и сотен) современных художников. Но, как отмечают собеседники ЛБ, некоторые из них уже вернулись обратно.
«Они приезжают в Европу, говорят — здравствуйте, я художник из России. А им говорят — ну, до свидания, художник из России, у нас тут и своих хватает, — говорит художник Роман Минаев. — И люди понимают, что за границей они никому не нужны».
Минаев считает, что в нынешней России многим художникам «и переобуваться не пришлось» — поскольку они не занимались протестным искусством, а «размышляли об эстетике и формах». Роман описывает, как в конце 2022 года приехал на короткое время в Москву и попал на две выставки. У него сложилось ощущение, что «ничего не поменялось» и что художники «участвуют в создании нормальности». «Если ты находишься в системе, ты от неё зависим», — рассуждает Минаев.
Роман называет художников «выживалами» и связывает это с тем, что их «профессия не кормит». «Нет такого, что в раз год ты сделал выставку, напродавал на десять миллионов и живёшь. Нет, это всё время борьба».
***
Через несколько дней после интервью «Людей Байкала» с Аганиной, художница выпустила новое видео, в котором заявила, что на неё «ведётся заказное расследование с Запада». Анжела объяснила своей аудитории, что журналисты, уехавшие из страны, «копают» под неё, чтобы «дискредитировать».
Мы поговорили со знакомыми Аганиной, обратились к ней ещё раз и попросили ответить на три вопроса. Платили ли ей деньги за то, чтобы она изменила свои убеждения? Угрожали ли ей каким-либо образом, после чего она изменила позицию? И наконец, связывалась ли она каким-либо образом с правоохранительными органами по поводу института «База» или говорила с кем-то о том, что «Базу» надо проверить?
Анжела не ответила прямо ни на один вопрос, но прислала свои три вопроса журналистке ЛБ Карине Прониной: «Вы выполняете заказ бывших сотрудников „Базы“? Вы выполняете заказ гражданина Гельмана (Марат Гельман** — российский галерист, эмигрировал из РФ, открыто осуждает вторжение в Украину)? Вам оплатили из Госдепа, чтобы показать, что в России нет патриотов?». После этого Аганина заблокировала Пронину в мессенджерах.
Уважаемая Анжела, нет, нет и нет.
Ожидаем вашего ответа.
* Признан в России нежелательной организацией
**Признан в России иноагентом